Обязанность самострахованных лиц по страхованию возникает со дня начала или возобновления трудовой деятельности и продолжается до ее перерыва или прекращения. При начале, прерывании, возобновлении или прекращении какой-либо трудовой деятельности самострахованное лицо в течение 7 дней с момента возникновения обстоятельств подает в компетентное территориальное управление НРА заявление по форме, утвержденной исполнительным директором НРА. . Если самострахованное лицо не подает в 7-дневный срок с момента начала и возобновления работы заявление о выборе вида страхования, оно подлежит страхованию только на случай инвалидности вследствие общего заболевания, старости и смерти - только на случай инвалидности по причине общего заболевания. Фонд «Пенсионный».
Kik.Info - Путеводитель по страхованию и налогам
Самострахованными являются художники, переводчики, писатели, композиторы, моряки, владельцы и партнеры коммерческих компаний, юристы, работающие пенсионеры и другие. Осигурителните вноски за самоосигуряващите се лица за 2026 г. са:
- Для родившихся до 01.01.1960 года, для фонда "Пенсии" - 19,8 1ТП3Т, для фонда "ОЗМ" - 3,5 1ТП3Т, Медицинского страхования - 8 1ТП3Т = 31,3 1ТП3Т всего
- Для родившихся после 31.12.1959, для фонда "Пенсии" - 14,8 1ТП3Т, для фонда "ОЗМ" - 3,5 1ТП3Т, Медицинского страхования - 8 1ТП3Т и социального обеспечения (только УПФ, без НПФ) - 5 1ТП3Т. = 31,3 % всего
- Минимален осигурителен доход за самоосигуряващи се лица: 620.20 евро (от 1 август 2026 г., преди това 550.66 евро / 1077 лв. от началото на годината).
- Максимален осигурителен доход: 2111.64 евро (4130 лв.) за периода до 31 юли 2026 г., а от 1 август 2026 г. се повишава на 2300 евро.
ПРИМЕРЫ:
Тъй като няма как предварително да знае с точност какви приходи ще има сумарно годишно, самоосигуряващото се лице определя месечна сума за осигурителен доход, върху който плаща ежемесечо осигурновки. Месечните авансови вноски на самоосигуряващите се лица се внасят до 25-о число на месеца, следващ месеца, за който се дължат (например, за февруари 2026 г. – до 25 март 2026 г.). Окончателните осигуровки се внасят при годишното изравняване на осигурителния доход за съответната година върху разликата между действителните доходи от трудова дейност на самоосигуряващото се лице и неговия авансов осигурителен доход. При годишното изравняване на доходите не участват тези, които не са от трудова дейност – например авторските и лицензионни възнаграждения, субсидиите на земеделските стопани и др. Годишното изравняване се извършва чрез Таблица 1, която е приложение към годишната данъчна декларация. Срокът за внасяне на окончателните осигурителни вноски е до 30 април на съответната година.
Пример 1 – когда страховой доход ниже максимально разрешенного
(Забележка: Този доход е над минималния за 2026 г. и под максималния, така че се осигурявате върху реалния размер).
Пример 2 – когда страховой доход превышает максимально разрешенный
6391.15 – 1597.79 = 4793.36 евро е реалният осигурителен доход.
Самострахованные лица уплачивают причитающиеся страховые взносы на соответствующий счет компетентного ТД НРА, а в документах на их уплату заполняется персональный идентификационный номер, персональный идентификационный номер или официальный номер, выданный НРА. Минимальный ежемесячный размер страхового дохода для самострахованных лиц, не осуществляющих трудовую деятельность в течение месяца, определяется пропорционально рабочим дням месяца за период, в течение которого осуществлялась трудовая деятельность. Самострахованные лица, осуществляющие деятельность по разным основаниям, уплачивают страховые взносы по одному из оснований по своему выбору. Например, если человек является фермером, индивидуальным предпринимателем и участвует в качестве партнера в ООО, он застрахован только на одно.
© 2026 Ильяна Дечкова
